Туры в Армению из Екатеринбурга
Армения находится в Закавказье. На севере страна граничит с Грузией, на юге – с Ираном, на востоке – с Азербайджаном, на западе – с Турцией. Нынешняя территория республики Армения составляет 29800 квадратных км и в среднем, находится на высоте 1800 м над уровнем моря. Наивысшая точка гора Арагац (4096 м.), а низшая точка – каньон реки Дебет (380м.) Армянское нагорье распологается в Альпо-Гималайской горной системе. По данным переписи населения 2016 года численность населения составляет 2 998 600 миллион чел., из которого 1.2 млн. проживает в столице страны-городе Ереване.
Республика Армения расположена в северо-восточной части Армянского Нагорья. 50% территории страны находится на 2000 метрах выше уровня моря. Средняя высота 1700-1800 метров. Низшая точка находится на севере- в ущелье реки Дебед (375 метров.) С севера и востока Армения окружена хребтами Малого Кавказа. В центральной части республики раскинулись лавовые плато и равнины, хребты и массивы, среди которых выделяется массив Арагац, Памбакский, Гегамский, Варденисский и Зангезурский хребты, расчлененные густой сетью долин и глубоких ущелий.
На юго-западе относительно ровная Араратская долина, житница страны, ее политический, духовный, культурный и экономический центр, в котором сосредоточено большинство крупных населенных пунктов страны.
Юго-восток страны богат своими великолепными горными ландшафтами. В этой части страны можно встретить - горные долины и плоскогорья, узкие ущелья, бурные реки, маленькие озёра и колоритные поселения, буквально прилепившиеся к горным склонам. Территорию страны окружает свыше 3000 км горных хребтов.
Рельеф Армении
Сложное строение рельефа характерно для всей территории современной Армении, оно придает ее пейзажам особое очарование. Свыше трех тысяч километров горных хребтов окаймляет Армению, занимая 47 процентов всей площади республики.
Территориальное устройство
Столица Армении – Ереван
Армения делится на 11 административно-территориальных единиц, называемых марзами (регионами): Арагацотн, Арарат, Армавир, Гегаркуник, Лори, Котайк, Ширак, Сюник, Вайоц Дзор, Тавуш. Ереван является отдельным марзом.
Национальная валюта
Драм (международное значение AMD), введен в обращение с ноября 1993г.
Этнический состав
Армяне (98,1%), езиды, русские, ассирийцы, украинцы, курды, греки, евреи и представители других национальных меньшинств.
Религия
Христианство (Армянская Апостольская Церковь), которое исповедует большинство населения
Климат
Армения расположена в субтропиках, но из-за высокогорного характера климат здесь больше сухой континентальный с жарким летом (средняя температура +25С) и холодной зимой (средняя температура -6С). Максимум осадков приходится на весну и начало лета. Армения интересна тем, что погода в разных областях Армении достаточно сильно отличается.
Ближе к высокогорью климат от сухого субтропического становится суровее и переходит сначала в умеренно-теплый, затем в умеренный, затем в резко-континентальный (средняя температура января –14С, июля +10С). Летом и осенью в Армении очень солнечно.
Зимой часто выпадает снег, который в среднегорьях и высокогорьях достигает мощности 30–100 см и сохраняется продолжительное время. Самые высокие горные вершины в Армении как правило покрыты снегом круглый год.
Однако Армения одинаково прекрасна во все времена года. На сравнительно маленькой территории можно встретить удивительно разнообразную природу и погоду; и весна, и лето, и осень, и зима насыщены и ярко выражены. Конкретно назвать туристический сезон сложно, так как теплая зима так же создает благоприятные условия для проведения туров. Большим плюсом Армении является то, что на протяжении всего туристического сезона наши гости могут наслаждаться экологически чистыми и натуральными продуктами.
История Армении
Армения - это звуки дудука, в которых хранится душа армян, это Арарат, с которого начинается каждое утро и заканчивается каждый вечер, это искуссно вырезанные из камня хачкары, это шум воды озера Севан, это запах шашлыка, манящего к столу и - это щедрость и гостеприимство жителей! Армения - страна с древнейшей историей, с легендарной историей.
Исторически жизнь армянского народа возникла и протекала на территории, названной по имени его коренного населения Армянским нагорьем, расположенном в северо-западной части Передней Азии. Территория нагорья начиная уже с нижнего палеолита (примерно от 700 до 100 тыс. лет назад) принадлежит к числу тех областей земного шара, где происходило становление человека современного вида. Первые письменные упоминания об Армянском нагорье, оставленные царями Аккада, относятся к 3 тыс. до н. э. С этого времени мы уже может говорить, что на территории Армянского нагорья появляются первые государственные образования.
Сами армяне называют себя-Хай, что по предположениям историков произошло от названия протоармянского государства Хайасы, которое существовало в 14-13 вв. до н. э. Страна Хаяса и народ Хаясы упоминаются на многих хеттских глинянных таблицах, найденых при раскопках столицы хеттского государства-Хатусы.
По другой версии в древности армяне называли свою страну Метс Айк, что согласно армянскому преданию, происходит от имени прародителя всех армян – мифилогического царя Айка.
Армения отмечена на вавилонской карте 5 в. до н. э. Название страны «Арминиа» и народа «армина» встречаются впервые в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486 гг. до н. э..
Начиная еще с 14 в. до н. э. разнородные государственные образования Армянского нагорья объединяются в политические союзы, которые упоминаются под названием Наири, что дословно переводится как <<Страна рек>>. На основе этих союзов в 9 в. до н. э. образуется могущественное рабовладельческое государство Урарту или Ванское царство со столицей Тушпа (Ван), которое обьединяет все нагорье в единое государство. В этот период подходит к завершающему этапу процесс этнического единения племен Армянского нагорья и формирования армянская народа.
В течение IX-VI веков до н. э. государством Урарту была создана высокоразвитая цивилизация, определившая культурное будущее древней Армении на многие века. Отличительной чертой государства Урарту было широкое градостраительство, одним из лучших примеров которого является город-крепость Эребуни (Ереван).
После походов Александра Македонского, войска которого не вторгались на территорию Армении, начинается новая страница в истории и культуре Армении, когда на рубеже II - I веков до н.э. разрозненные армянские царства сливаются в единое мощное рабовладельческое государство – Великую Армению. Политическим, экономическим и культурным центром Великой Армении стала Араратская долина с центром в городе Арташат, которую римляне называли " Армянским Карфагеном". I век до н. э. стал Золотым веком Великой Армении. В это время правит Тигран Великий (95-55 гг.), внук Арташеса I – основателя династии Арташесидов. Столицей государства стал Тигранакерт.
Обширная империя Тиграна охватывала большую часть Передней Азии, распространилась от Каспийского до Средиземного морей, от Месопотамии до реки Куры.
Тридцать тысяч квадратных километров, которые занимает сегодня Республика Армения, составляют лишь малую часть той огромной исторической Армении, хроники которой стали отдельной главой в мировой истории и культуры.
Через Армянское нагорье проходили важнейшие торговые и военные пути древнего мира, связывающие Восток и Запад. Например, всем известный “Шелковый путь”. Столь выгодное положение Армении привлекало к ней многочисленных завоевателей. Поэтому границы древней Армении подвергались частым изменениям, а армянам приходилось осваивать все новые земли.
Значимым моментом в истории этой страны считается так же принятие христианства в качестве государственной религии, так как Армения была первой страной, которая приняла христианство как государственную религию в 301 году. Следующее событие, имеющее значительную историческую роль - создание армянского алфавита Месропом Маштоцем в 405 году. В армянском алфавите 39 букв. Пятый век считается золотым веком армянской культуры.
С древности и до современности армяне не раз теряли независимость, но никогда не теряли веры. Они сгибались под тяжестью гнета событий и времен, но никогда не теряли силы духа. Край гор и средневековых монастырей, земля помнящая Великий потоп и закат древних цивилизаций, место, где рождается лучший коньяк - бесконечно долго мы можем описывать эту страну.
Приезжая в Армению можно долго наслаждаться прекрасными горными пейзажами, обилием по-настоящему древних достопримечательностей, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и вполне искренняя доброжелательность местных жителей! Однако помимо горных хребтов, на небольшой территории страны уместилось 9480 рек и около 100 живописнейших озер. Северо-восточная часть страны известна буковыми рощами и дубовыми лесами. Ну а если добраться до южной части страны, то можно увидеть уникальное зрелище - самую большую платановую рощу. Кроме того, в Армении есть и минеральные источники, и грязевые месторождения. Чтобы поправить здоровье и оценить все прелести местных бальнеологических процедур предлагаем посетить Дилижан, который известен своими санаториями, или Джермук, славящийся горячими и холодными минеральными источниками. Сторонники активного образа жизни и экстремальных видов спорта больше оценят Цахкадзор - главный горнолыжный курорт страны. Чтобы попробовать знаменитого армянского вина, стоит отправиться в небольшое путешествие на юго-восток от Ехегнадзора. Здесь, в долине реки Арпа, находится главная винодельня страны Areni Winery. Только не переборщите во время дегустации: поберегите силы для экскурсии в расположенные неподалеку пещеры, где была найдена самая древняя в мире обувь и винодавильня, которой более 6100 лет! Оценивать вкусовые качества знаменитого коньяка «Арарат» лучше всего там, где его делают: на Ереванском коньячном заводе. И это только малая часть того, что можно рассказать об Армении! Мы предлагаем Вам посетить этот уголок Земли, для того, что убедиться, что все сказанное выше истинная правда!
Религия Армении
Древнеармянская языческая религия традиционная религия армян, тесно связанная с армянской мифологией. Армянская мифология или Дицабануцюн — основанные на комплексе протоиндоевропейских верований религиозные воззрения и культы древних армян, которые существовали до официального принятия в 301 году при царе Трдате III христианства в качестве государственной религии. Армянская мифология относится к системе древнейших представлений предков современных индоевропейских народов.
Древнеармянская религиозная система объединяла в себя элементы деизма, монизма, монотеизма и монолатрии.
Чтобы понять значение Христианства для Армении, важно вспомнить слова полководца святого Вартана Мамиконяна - "Враг думает, что Христианство для нас это только одежда, но он увидит, что нельзя изменить цвет своей кожи.”
Христианство впервые появилось в Армении в I в. вместе с Апостолами Фаддеем и Варфоломеем, а во II-III вв учение Христа широко распространилось в стране. Однако, христиане подвергались гонениям со стороны языческого общества: одними из наиболее почитаемых в Армении считаются святые Рипсиме и Гаянэ, замученные царем-язычником. Проповедник Христианства - святой Григорий Просветитель был заточен царем Трдатом III в темницу у подножия горы Арарат (Хор Вирап) и, по преданию, провел там 13 лет: он выжил благодаря женщине, которая приносила ему еду и питье. Все эти годы святой Григорий усердно молился и его молитвы были услышаны Господом. Когда царь Трдат сошел с ума, святой Григорий сумел излечить его и царь объявил о принятии страной Христианства. Так, в 301 году Армения стала первой страной, принявшей Христианство как государственную религию.
Большая часть населения Армении является христианами — последователями Армянской апостольской церкви.
Благодаря проповедям св. Григория Просветителя (302-326) - по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской.
Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос с нимбом нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает «Сошел Единородный», то есть Иисус Христос. Уже больше 1700 лет Эчмиадзин является центром Армянской Церкви – сердцем армянского народа. Здесь находится Престол Матери-Церкви и резиденция Католикоса Всех Армян.
Армянская Церковь стала главной консолидирующей силой армянского народа: церкви и монастыри стали главными центрами культуры, образования, письменности.
В опубликованным данным переписи населения Армении 2011 года 92,6 % населения страны принадлежат к Армянской апостольской церкви, 1,0 % населения относятся к протестантской Армянской евангелистской церкви, 0,5 % относятся к Армянской католической церкви, 0,25 % православных, 0,1 % относятся к духовно-христианской деноминации молокане.
Главой Армянской Апостольской Церкви является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время - Гарегин II), чья постоянная резиденция находится в Эчмиадзине. Его также называют Верховным Патриархом и Католикосом Араратского Общенационального Престола Церкви-Матери. Он верховный духовный глава всех верующих армян, хранитель и защитник веры Армянской Церкви, ее богослужебных обрядов, канонов, традиций и единства. В канонических пределах он наделен всей полнотой власти в управлении Армянской Церковью.
Основные праздники Армении
В 301 году по Р.Х., когда Армения приняла христианство в качестве государственной религии, старый жреческий неподвижный календарь был заменен Юлианским календарем. В 1924 г. армянская церковь перешла с юлианского календаря на григорианский календарь. Но несмотря на это все христианские церкви отмечают праздничные дни, основываясь на числах солнечных месяцев, т.е. большинство праздников имеют определенную дату, не зависящую от дня недели, на который выпадает это число. Армянская церковь имеет особый календарь. В нем большинство праздников являются переходящими, т.е. отмечаются в определенный день недели, и поэтому дата их празднования меняется из года в год. Основой календарного цикла армянской церкви является Пасха.
Новый год — 1 января
Новый год в Армении отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января. 1 и 2 января – государственные выходные. Традиционно на Новый год в Армении: Дед мороз и Снегурочка, мелодии современных и народных армянских песен. На праздничном столе новогодние блюда национальной кухни, сладости и изумрудное армянское вино и коньяк. И, конечно, нельзя представить себе армянский стол без тамады и тостов!
Традиция отмечать Новый год 1 января закрепилась в армянском календаре не так давно. В западной части, на территории Киликии, в некоторых армянских колониях зарубежных стран 19 века Новый год отмечался 1 января. Однако до начала 20-го века в некоторых восточных районах Армении параллельно Новому году, с большим воодушевлением и теплотой отмечали армянский Новый год – Навасард, а 1 января ограничивались лишь поздравлениями. В настоящее время Новый год отмечается по григорианскому календарю 1 января, а Навасард отмечается как отдельный праздник.
Святое Рождество Христово и Крещение в Армении — 6 января
Армянская Апостольская Церковь отмечает праздник Рождества и Крещения Иисуса Христа — один из главных христианских праздников. До 5 века все христианские церкви отмечали праздник Рождества Христова и Крещения 6 января. В дальнейшем, некоторые церкви начали отмечать Святое Рождество 25 декабря. Это было сделано для того, чтобы люди забыли отмечаемый в этот день языческий праздник. Армянская Апостольская церковь осталась верна старому порядку и день рождения Христа отмечает 6 января одновременно с Крещением Христа под общим названием Богоявления.
Накануне праздника Святого Рождества, вечером служится литургия, которая называется Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут ее домой для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова. На следующий день, 6 января, утром служится Рождественская литургия. Далее проводят праздник крещения Христа с церемонией освящения воды. В воду добавляется святое Миро, вода благословляется молитвой. Согласно традиции, после службы верующие люди несут в свои дома немного освященной воды. Вода именуется крещенской и является целебным средством для больных, так как освященная вода обладает особенными благодатными свойствами. Крещенскую воду хранят и относятся к ней, как к великой святыне.
День Армии в Армении — 28 января
Ежегодно 28 января в Армении отмечается профессиональный праздник всех военнослужащих армянских вооруженных сил - День Армии . В 1991 году решением правительства Республики Армения при Совете министров был создан Госкомитет обороны, а 5 декабря по приказу Президента Республики Армения министром обороны был назначен Вазген Саргсян. 28 января 1992 года было принято историческое решение «Об обороне Республики Армения», тем самым оглашая факт создания Армянской Национальной Армии.
Уже традиционно, в этот день руководство страны и высшие чины Вооруженных сил Республики поздравляют всех военнослужащих с их профессиональным праздником, а наиболее отличившихся награждают государственными наградами, воинскими званиями и памятными подарками. Повсеместно проходят военные смотры и парады, в СМИ транслируются передачи и фильмы военной тематики.
День святого Саркиса — покровителя влюбленных в Армении — 11 февраля
День святого Саркиса — это национальный праздник в Республике Армения, ежегодно отмечаемый в конце января — первой половине февраля. Святой Саркис (St. Sarkis, 320—370) — один из самых почитаемых святых Армянской апостольской церкви и всего армянского народа. Праздник покровителя молодых влюблённых святого Саркиса в Армении официально отмечают с 2007 года. Ночью перед праздником молодые едят соленый блин и ожидают откровения во сне: какая же невеста или жених им предназначается. Церковь же призывает в эти дни усердно молиться святому Саркису. В связи с этим празднику предшествует пятидневный пост. В день праздника в малом центре столицы Армении, в церкви Сурб Саркис, особенно многолюдно. Здесь, как и во всех армянских храмах, проходит праздничная литургия. Многие молодые, парами или пока еще в одиночку, приходят за благословением.
Терендез в Армении — 13 февраля
Национальный армянский праздник Терендез (Трндез), отмечаемый ежегодно 13 февраля, своими народными гуляниями очень напоминает русскую Масленицу, но с элементами католического Дня святого Валентина, поскольку главные действующие лица этого дня — влюбленные.
Важным атрибутом дня остается костер, через который прыгают влюбленные пары.
Согласно старинным армянским поверьям, праздничный костер в этот день дает благополучие тем, кого он коснется своими языками. Когда огонь гаснет, оставшийся пепел собирают и рассыпают по полям, что должно принести хороший урожай будущей осенью. В настоящее время костры разжигают не везде, но, в любом случае, юноши и девушки гуляют вечером по улицам, держа в руках стаканчики с зажженными свечами.
Вардананк — День милосердия и национальной дани героям — 16 февраля
Вардананк (Святой Вардананц) для армян — День милосердия и национальной дани героям. День отмечается в память о поражении армянских войск во главе с Варданом Мамиконяном в битве с персидской армией на Аварайрском поле.
Вардананк — это пример единения всего армянского народа в трудное для него время, а также память и уважение предкам, отстоявшим право Армении на существование в битве при Аварайре. Праздник ежегодно отмечается в четверг, за 8 недель до праздника Святой Пасхи. Когда-то он был всенародным и отмечался очень широко, но сегодня Вардананк стал более церковным праздником.
День дарения книг в Армении — 19 февраля
Решением председателя союза писателей Армении Левона Ананяна 19 февраля в АрСегодня в честь этого Дня в республике проводятся различные мероприятия, посвященные Книге. Ведь еще не так давно книга была одним из самых желанных подарков. И сейчас в Армении пробуют возродить былые традиции и вернуть подрастающему поколению во многом утраченный интерес к книгам. Среди праздничных мероприятий, которые проходят по всей республике - публичные чтения, просветительские и культурные акции, театральные постановки, встречи армянских писателей с читателями, и, конечно же, каждый может сделать в этот день великолепный подарок своему родному человеку - подарить книгу.
Международный день родного языка — 21 февраля
21 февраля в Армении отмечают День родного языка, который был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Армянский язык — язык, входящий во фригийско-армянскую подгруппу греко-фригийско-армянской группы палеобалканской ветви индоевропейской семьи языков. Среди них он является одним из древнеписьменных. Армянский алфавит создан Месропом Маштоцем в 405—406 годах. Общее число говорящих на армянском языке по всему миру — около 15 миллионов человек.
Туманяновские дни — 4 апреля
Преподаватель кафедры армянской литературы Северного университета Еревана, туманяновед Сусанна Ованнисян отмечает значимость подобного рода мероприятий, так как они еще больше сближают связь современного поколения с армянской литературой и историей.
Туманяновские дни стартуют ежегодно 4 апреля. Этот день студенты отмечают постановками сказок Туманяна. После этого Туманяновские дни продолжаются в аудиториях и зале университета. Предусматривается проведение туманяновских чтений, профессорские научные доклады, студенческие отчеты и постановки на разных языках.
Благовещение Пресвятой Богородицы и Праздник Материнства и Красоты в Армении — 7 апреля
Благовещение Пресвятой Богородицы. Согласно библейским писаниям, 7 апреля ангелы-хранители сообщают Божьей матери, что у нее через 9 месяцев родится ребенок. Отсюда этот день и есть Благовест. Испокон веков отмечается он в Армении и армянских диаспорах как День Женщины, Матери, красоты и весны. В современной Армении это национальный, но не официальный праздник. В этот день мужчины делают подарки своим матерям, женам, сестрам, любимым подругам.
Многие жители Армении называют период с 8 марта по 7 апреля в своей стране женским месячником. Понять их не сложно, так как начинается этот календарный период празднованием Международного женского дня 8 марта, а заканчивается национальным праздником, также женской направленности, когда мужчины поздравляют матерей, жён, дочерей, сестёр, возлюбленных, преклоняясь перед женской красотой, материнской заботой и лаской, преданностью семье, всячески восхваляя представительниц противоположного пола
Сурб Затик — Святая Пасха в Армении
Армянское слово «Затик» (Пасха), происходит, вероятно, от слова «азатутюн, азатвел» (свобода, освобождаться) и означает избавление от страданий, зла и смерти. Приветствуя друг друга в Пасху, русские христиане говорят: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!».
Идея воскресения является основополагающей в христианстве. Ее смысл в переходе от смерти к новой жизни, от земли к небу. В день Пасхи ранняя церковь отмечала распятие Христа.
День Еркрапа в Армении — 8 мая
Роль добровольцев, которые с оружием в руках отстаивали территориальную целостность молодого государства, была очень велика. В трудный момент для страны добровольцы сумели взять на себя охрану границ и отстоять безопасность народа и страны.
Сегодняшний праздник имеет и второе, неофициальное название: «День освобождения Шуши». Связано это с тем, что 8-9 мая 1992 года в ходе проведённой военной операции штурмом был взят ключевой опорный пункт армии Азербайджана в Нагорном Карабахе, со стороны которого вёлся беспорядочный обстрел города Степанакерта. Фактически на тот момент у Армении не было своей армии. Вооружённые силы представляли собой добровольческие формирования, которые и стали базой для создания в последующем армии.
Международный день музеев — 18 мая
В эти дни Национальная галерея Армении, как и другие музеи, открывают свои двери для всех желающих. Также в различных музеях страны проходит ряд мероприятий: в частности, посетителям представляются новые работы армянских деятелей искусства в рамках фестиваля «Ночь музеев». Во время фестиваля западные музеи работают всю ночь.
Следует также отметить, что целью такого мероприятия стало привлечение в музейные залы новых посетителей, в первую очередь, молодежи.
Амбарцум — Вознесение Господне в Армении — 25 мая
Вознесение господне — Амбарцум — в качестве праздника утвердилось в Армении в 4-5 веках и отмечается на сороковой день после Пасхи. В основе его лежит евангельское повествование о том, как воскресший Иисус Христос призвал апостолов на Елеонскую (Масличную) гору близ Иерусалима и благословил их на всемирную проповедь.
День победы в Сардарапатской битве — 26 мая
Победа в Сардарапатском сражении имела для Армении огромное значение — армянское население северной части Араратской долины избежало турецкого геноцида, значительная часть Восточной Армении была спасена от захвата турками, были созданы условия для восстановления армянской государственности. И 28 мая 1918 была провозглашена Республика Армении. В честь победы в Сардарапатской битве и разгрома турецкой армии 26 мая 1918 года, в Армении была установлена памятная дата, а к 50-ой годовщине битвы в мае 1968 года был открыт архитектурный ансамбль Сардарапат (недалеко от Еревана), созданный по замыслу архитектора Исраеляна.
День Республики в Армении — 28 мая
Республика Армения была провозглашена независимой республикой 28 мая 1918 года.
Несмотря на то, что Республика Армении просуществовала так относительно недолго, но 28 мая остается важной датой для жителей страны, ведь в этот день Армения впервые за шесть веков обрела независимость.
День памяти святой Рипсимэ — 11 июня
В этот день в Армении чтят память святой Рипсимэ - раннехристианской армянской мученицы и святой. Этот праздник отмечается через неделю после Пятидесятницы. В 301 году в Армению пришли 37 христианских дев, бежавших из Рима вследствие гонений на христиан. Покоренный красотой одной из них, девы по имени Рипсимэ, царь Трдат III пожелал овладеть ею. Отказ девы, заявившей, что она принадлежит только Христу, привел царя в неописуемую ярость.
День памяти святой Гаянэ в Армении — 12 июня
Вместе со своими 36 подругами Гаянэ погибла от руки царя Трдата III.
Девы пришли в Армению, покинув Рим из-за гонений на христиан. Царь Трдат III предоставил им крышу над головой, пообещав защитить от римлян. Однако, красота одной из девушек - Рипсимэ - поразила царя, и он пожелал взять ее, но та ответила, что дала обет принадлежать Христу.
День защиты прав безвинно осужденных в Армении — 14 июня
Эта памятная дата установлена в память о десятках тысяч репрессированных армян в годы большевистской диктатуры, когда депортация народов была одной из форм политических репрессий в СССР.
Сегодня в этот день проходят памятные и торжественные мероприятия.
День государственного флага Республики Армения — 15 июня
Флаг Армении — государственный символ Республики Армения. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равных горизонтальных полос: верхней — красного, средней — синего и нижней — оранжевого цвета.
Наиболее популярной интерпретацией значений этих цветов считается следующая: красный цвет символизирует кровь, пролитую армянами при защите своей страны, синий символизирует природу страны, а оранжевый — национальную смелость и трудолюбие.
Праздник Кафедрального Собора святого Эчмиадзина в Армении — 18 июня
На древнеармянском языке слово «эчмиадзин» означает «снизошел единородный». Согласно легенде, Первопрестольный Святой Эчмиадзин построен на месте, указанном Христом святому Григорию в пророческом сне после крещения царя Трдата. Рядом с собором находятся церкви святой Рипсимэ и святой Гаянэ, святой Шогакат, посвященные памяти дев, убитых в третьем веке царем Трдатом за распространение христианства.
Каждый год сотни тысяч туристов со всего мира стекаются в город, чтобы увидеть эти и другие реликвии и сокровища.
Вардавар — праздник Преображения Иисуса Христа в Армении — 23 июля
В этот день принято обливаться водой. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом на возраст, пол и общественное положение. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой. Праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей.
День озера Севан в Армении — 27 августа
Севан — высокогорное озеро в Армении, крупнейшее на Кавказе.
Озеро Севан известно находящимися на побережье памятниками культуры и рекреационными ресурсами: минеральными источниками, чистым воздухом, ультрафиолетовыми лучами, красивой природой. На берегу озера растет искусственный лес (сосны, широколиственные породы и облепиха). Из исторических памятников на побережье Севана самым знаменитым является монастырь Севанаванк, расположенный на полуострове близ города Севан в северо-западной части озера. Первоначально монастырь был расположен на острове, но из-за понижения уровня воды образовался перешеек, соединивший остров с сушей. Другой монастырь — расположенный на западном склоне Айриванк.
День города Дилижан — 6 сентября
Современный город интересен традиционной армянской архитектурой – это мансарды, деревянные балконы с резными перилами, резные наличники окон и дверей. В историческом центре есть целый квартал, где воссоздан быт старинного города. Здесь работают ремесленники, выпекается традиционный армянских хлеб, открыто много сувенирных лавок.
Удивительно красивая природа вкупе с целебным климатом, интереснейшими историческими объектами делают Дилижан очень популярным среди туристов, а также среди представителей творческих профессий. Сюда приезжают за вдохновением многие художники, композиторы и режиссеры.
День независимости Армении — 21 сентября
Формально Республика получила независимость 26 декабря того же года в связи распадом Советского Союза.
21 сентября в Армении — один из самых главных праздников, который отмечается в стране широко и красочно. Независимость — это победа, которую уже никогда не отнять у армянского народа.
День памяти жертв землетрясения 1988 года в Армении — 7 декабря
Ежегодно 7 декабря в Армении поминают жертв землетрясения 1988 года, многие высокопоставленные деятели страны посещают Гюмри (бывший Ленинакан) и возлагают цветы к Мемориалу памяти жертв землетрясения. А также в этот день в армянских церквях по всему миру служат панихиды по погибшим
Национальная кухня Армении
Армянская кухня — национальная кухня армянского народа. Она такая же древняя, как земля, на которой она сложилась. Традиционность и преемственность армянской кулинарии проявляются различно — например, в использовании старинной кухонной утвари и в технологии приготовления блюд.
В чем же особенность армянской кухни?! Уникальность заключается в том, что в приготовлении практически любого блюда используется довольно большое количество разнообразных специй . К тому же рецепты армянской кухни никак не назовешь простыми. Все блюда в изготовлении довольно сложны, процессы эти замысловаты и строго требуют выполнения определенной последовательности действий.
Особый культ в армянской кухне занимают мясные блюда. Знаменитое мясное блюдо – шашлык (по-армянски «хоровац») . Перед жаркой мясо маринуют - каждое в своем соусе: коньячном, винном, уксусе, чтобы куски прожарились одновременно. Именно добавление этих соусов и специй придают армянскому шашлыку неповторимый вкус.
Долма – вкуснейшие армянские голубцы из виноградных листьев. Обычно её традиционно подают с мацуном и толчёным чесноком. В качестве приправ к долме нередко используют также орехово-грибной и вишневый соус. Для приготовления долмы используется мясо трёх видов: свинина, говядина и немного баранины. Также обязательны пряные травы базилик, душица (орегано), тархун (эстрагон).
Ариса или хариса – является одним из самых любимых яств армянского народа, а также является национальным блюдом. Он изготавливается из пшеницы и мяса курицы, баранины или говядины. Они приготовляются в воде и смешиваются, пока они не превратятся в кашу-однородную субстанцию. Хариса ассоциируется с событиями, связанными с обороной жителями армянских сел у горы Муса-даг во время геноцида армян в Турции в 1915 году. Приготовлении харисы во время осады, кроме практического смысла, ободряло защитников: “Как и все древнее, ушедшее из памяти поколений, так и это кушанье и его приготовление овеяны духом торжественным и религиозным. Одно упоминание праздника харисы заставило помрачневший народ воспрянуть духом”.
Кюфта - гордость армянской кухни. Никто точно и не знает, сколько веков этому блюду. Это нежные мясные шарики из отбитого особым образом мяса и отваренные в бульоне, растворяющиеся во рту и имеющие неземной вкус. Когда будете в Армении не упустите шанс попробовать данное блюдо.
Самый известный армянский суп – хаш (от «хашель» - «варить»). В древности это блюдо считалось ритуальным и варилось после жертвоприношения богам крупного рогатого скота. Его еще называли блюдом бедняков. После разделывания туши, ноги и внутренности животного отдавались бедному люду, который и варил из второсортного мяса наваристый суп. Поэтому традиционный классический армянский хаш готовится именно из говяжьих ног, а также рубца (самая большая часть желудка жвачных животных) и чеснока. Подается суп рано утром до завтрака или на завтрак.
Традиционный армянский хлеб – лаваш – это тонкий пресный хлеб, который до сих пор пекут по старинной технологии в глиняных тандырах, в котором женщины творят чудеса — каждый день часами трудятся над созданием ароматного, вкуснейшего, хрустящего или, наоборот,мягкого лаваша.
Конечно же нельзя оставить в стороне фрукты и овощи, которые растут в Армении. О том, что в Армении есть и растут фрукты говорит даже армянский флаг. Ведь нижняя оранжевая полоска - это цвет абрикоса!
Реки озера Армении богаты рыбой, которая в полной мере присутствует и на столе у армян. Основной вид рыбы – сиг и форель, которую выращивают и ловят в озере Севан (Севанская форель называется «ишхан»).
Самые известные мучные сладости – это кята и назук - своеобразные многослойные пироги с начинкой. Каждый слой пропитывается топленым маслом и сахаром, поэтому у кяты и назука такое тающее тесто и нежнейший вкус.
В Армении высоко ценится культура потребления традиционных напитков. Из армянских безалкогольных напитков наиболее известны местные минеральные воды Джермука, а также мацун – аналог кефира. После обильной трапезы армяне предпочитают пить «сурч», то есть кофе.
Нельзя говорить об Армении и не вспомнить о знаменитом армянском коньяке. В наши дни специально для производства коньяка в Армении выращивается шесть сортов винограда.
Благодаря способствующим виноградарству климатическим условиям, в Армении изготавливаются уникальные десертные и «хересные» вина. Армянский виноград содержит высокое количество сахара, благодаря чему вино получается более крепким, с высоким содержанием спирта.
Армянская кухня является одной из самых впечатляющих составляющих армянской культуры. Кухня отражает историю и обычаи армянского народа а также включает в себя элементы, созданные под влиянием различных исторических событий и периодов.
Культура Армении
Армения была постоянным местом столкновений между великими империями древности и средневековья. Рим, Иран, Византия, арабы, сельджуки, монголы проходили через Армению, надолго, иногда на столетия, прерывая ее культурное развитие, покрывая землю дымящимися развалинами. Сумев противостоять каждому из мощных пришельцев, народ сохранил верность своей культуре, но она не могла не претерпеть изменений, поэтому культура Армении таким удивительным образом впитала черты восточных и западных цивилизаций.
Материальная и духовная культура Армении сложилась на основе богатых культур древнейших обитателей Армянского нагорья, всех тех этнических элементов, которые участвовали в образовании армянского народа. Естественно, что здесь велика роль выдающейся урартской культуры. До 301 года культура Армении развивалась под двумя влияниями, западным (эллинизм) и восточным (Парфия). Однако эти влияния только дополняли и обогащали национальную культуру. Христианство - один из могучих источников мировой культуры создало новые формы в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке. Важной вехой в развитии культуры народа стало создание в 405 году Месропом Маштоцем армянского алфавита и национальной письменности.
«Айастан - карастан» - так по-армянски называют эту землю - «Армения - страна камня».
Горный ландшафт страны определил черты ее архитектуры. Мощно и монументально, как и окружающие их горы, высятся по всей Армении памятники средневекового зодчества. Каменистая почва, зубцы окружающих хребтов и очертания архитектурных памятников сливаются в единый образ.
Немного о классической архитектуре Армянских церквей.
Классическая архитектура церквей Армении состоит из некоторых наиважнейших элементов. Первые строения были базиличными.
Базилика – это строение вытянутой прямоугольной формы, разделённое, как правило, на три части рядами колонн, при этом центральная часть возвышается над другими.
В VI-VII веках получили своё развитие крестово-купольные и центрально-купольные композиции храмовой архитектуры. Симметричное крестообразное здание храма украшено боковыми сводами и увенчано огромным куполом, видным из дальних уголков храма. Позднее храмовый облик менялся, простые и строгие церковные сооружения становятся более нарядными и сложными. Совершенствовались формы, прибавлялись новые элементы.
В целом,классические храмовые постройки имеют общие основные черты.
Основным видом храмовой армянской архитектуры является монастырский ансамбль. Он состоял из целого ряда элементов - собора, часовен, колокольни, гражданских построек - трапезной, библиотеки и других. Комплекс часто окружался стеной, к которой примыкали жилые и хозяйственные помещения. Над главными воротами иногда воздвигали небольшую церковь.
В Армении также немало сооружений гражданского зодчества – крепостей, дворцов, замков, караван-сараев, мостов.
Недаром Армению величают «музеем под открытым небом». Всемирно известны величественный памятник эллинизма – Храм солнца - Гарни, купольные храмы Эчмиадзина, храм Звартноц, средневековая жемчужина Гегард.
В каждой культуре присутствует самобытный элемент, который не повторяется больше нигде. Такие элементы олицетворяют характер данной страны.
В Армении таким символом являются «хачкары» - так называемые крест-камни – памятники , которые кроме Армении не встречаются больше ни в одной стране мира. Слово «хачкар» дословно переводится: «хач» - крест и «кар» - камень.
Хачкары явяются особым видом искусства, основанное на древних национальных традициях и отличающееся разнообразием и богатством форм.
Хачкары ставились там, где должны были быть воздвигнуты церкви и монастыри, устанавливали так же и деревянные кресты. Но дерево недолговечно, и поэтому их стали заменять каменными, а с IX века - изображениями крестов на каменных прямоугольных плитах. Тогда же хачкары стали устанавливать по самым разным поводам: в честь победы над врагами, по случаю окончания строительства храма или моста, в благодарность за получение земельного надела. Они служили межевыми знаками и очень часто - могильными памятниками.
Центральный символ любого хачкара – цветущий, распустившийся подобно дереву или цветку крест - символ новой, вечной жизни. Под крестом высекают круг: круг с водруженным на нем крестом символизирует торжество христианской веры. Над крестом обычно изображают общие для всех христианских конфессий символы четырех евангелистов - орла, льва, быка и ангела. Но у армян это и четыре начала мироздания - огонь, вода, земля и воздух.
Мастеров-камнерезов, которые создают это произведение искуства - называют варпетами. И их искусство живо и востребовано по сей день.
В хачкарах присутствует дух армянского народа, все богословие Армянской апостольской церкви.
Самое большое в Армении кладбище с древними хачкарами находится у поселка Норадуз. В хачкарах норадузского кладбища запечатлено целое тысячелетие армянской истории - самые древние из камней датируются VIII веком. Но так как Хачкары являятся символом нашей страны-их можно встретить почти везде в Армении-и на экскурсии в Гегард и в Гошаванк и на Севане.
Армянская культура берет свое начало с культуры урартской цивилизации – искусство Урарту относится к направлению Древнего Востока. До принятия христианства в 301 году, что имело важнейшее значение для развития армянской культуры, в период IV в.до н.э. - III в. н. э. существовала фаза под названием эллинизм, длившаяся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства, которое датируется обычно падением эллинистического Египта во главе которого стояли Птолемеи (30 до н. э.).
С IV века начинается новая стадия в истории армянской культуры — начало средневекового армянского искусства. Общий подъём армянской культуры охватывает период до VII века включительно, до окончательного утверждения в Армении арабского ига.
Последующее значительное развитие начинается с концa IX века, и связано оно с восстановлением в 885 году независимого Армянского царства, что стало началом нового золотого века в армянской истории. Период культурного подъёма продолжился до XIII века включительно и характеризуется некоторыми авторами как Армянское Возрождение. После около двухвекового кризиса в XV—XVI столетиях, культурная жизнь вновь оживляется с XVII века. Для сохранения и развития многовековой армянской цивилизации важное значение сыграло присоединение в начале XIX века Восточной Армении к христианской Российской Империи. В 1918 году в Восточной Армении было восстановлено армянское государство. В 1920 году она была присоединена к советскому государству, а после его распада вновь обрела суверенитет, создав новые перспективы для развития 2500-летних культурных традиций армян.
Христианство - один из могучих источников мировой культуры создало новые формы в архитек¬туре, изобразительном искусстве, музыке. Важной вехой в развитии культуры народа стало создание в 405 году Месропом Маштоцем армянского алфавита и национальной письменности.
Архитектура
Армению принято считать «страной камня». Горный ландшафт страны определил черты ее архитектуры. Традиционная архитектура Армении – это храмовая архитектура монастырей и церквей. Раннесредневековое зодчество ( V-VI века) представлено, в основном, базиликами. Базилика - Античная и Средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри.В конце VI-VII веков получила своё развитие крестово-купольная и центрально-купольная композиции храмовой архитектуры. Позднее простые и строгие церковные сооружения становятся более нарядными и сложными.
Особый вид храмовой армянской архитектуры - монастырский ансамбль. Он cкладывался из следующего ряда частей - собора, часовен, колокольни, гражданских построек - трапезной, библиотеки, ризницы и др. Комплексное сооружение часто обособлялось стеной, к которой примыкали хозяйственные и жилые помещения. Над главными воротами иногда воздвигалась церковь. Возникновение первых монастырей исследователи относят к VII веку и расцвет их строительства приходился на XII век.
По армянской земле разбросано также немало дворцов, крепостей, замков, караван-сараев, мостов. Таким образом, Армению часто называют «музеем под открытым небом». Наиболее известны величественный памятник эллинизма – Храм солнца - Гарни ( III - II в.в. до н.э.), купольные храмы Эчмиадзина ( IV в.), храм Звартноц ( VII в.), средневековая жемчужина Гегард ( IV - XIII в.в.).
Хачкары
В любой культуре существует некий самобытный элемент, который, не присутствуя больше нигде, невольно становится символом всей национальной культуры. В Армении таким символом являются конечно «хачкары» - в переводе крест-камни – памятники Армении не встречаемые больше ни в одной стране мира.
Хачкары пришли со времен принятия Арменией христианства, ранее на местах, где должны были быть построены монастыри ставили деревянные кресты, но после перешли к каменным, т.к. они долговечнее, а с IX века - к изображениями крестов на каменных прямоугольных плитах. Тогда же хачкары стали устанавливать по различным поводам: в честь победы над врагами, по случаю окончания строительства храма или моста, в благодарность за получение земельного надела. Также, они часто служили могильными памятниками.
Мастеров-камнерезов, создающих хачкары называют варпетами и их искусство и по сей день востребовано и живо. В хачкарах присутствует дух армянского народа, все богословие Армянской апостольской церкви.
У поселка Норадуз находится самое большое в Армении кладбище с древними хачкарами. Там запечатлено целое тысячелетие армянской истории - самые древние из камней датируются VIII веком.
Прикладное искусство
Традиционными бытовыми занятиями армян были и есть ткачество и ковроткачество, гончарство, кружевоплетение, ювелирная техника, создания и украшения домашней утвари. Развиваясь, эти народные промыслы переросли в национальное декоративно-прикладное искусство, наиболее распространённое и доступное широкой публике.
Древнейшей ветвью армянского прикладного искусства является мастерство золотого и серебряного дела, связанное с художественной обработкой этих благородных металлов, которые жители Армянского нагорья уже использовали во II тысячелетие до н. э.
Искусство литья, резьбы на золоте и серебре, чеканки, инкрустаций камнями, их шлифовки и обрамления — выра¬зилось в многочисленных предметах украшения, культа и быта армян. К числу древнейших освоенных армянами ремесел относят ковры: ими устилали столы, покрывали сундуки, сиденья и постели. Ковры, также, часто служили завесами дверных проёмов и алтарей в храмах.
Литература
Почти сразу же после изобретения алфавита и письменности рождаются первые литературные произведения, они относятся к V - VI в.в. Первоначально, речь идет об исторических произведениях Мовсеса Хоренаци, например «История Армении» о странах Передней Азии, Хоренаци сберег народную устную поэзию. Другой его не менее известный современник – Корюн, описавший «Жития Маштоца», а также, им были переведены многие богословские книги на армянский язык.
Высокого уровня достигла армянская поэзия. Широко известным имена поэтов Григора Нарекаци ( X в.), создавшего поэму «Книга скорбных песнопений» - один из монументальных памятников в истории мировой литературы, Нерсеса Шнорали ( X в.), Фрика ( XIII в.). Великое рукописное наследие армянского народа – более 15 тысяч рукописей по истории, философии, праву, медицине, математике, естествознанию, астрономии, музыке хранятся в фондах одного из крупнейших мировых центров хранения рукописной культуры – Матендаране им. Месропа Маштоца. Первая армянская книга была напечатана в XV веке. В XIX в. литература Армении развивалась под влиянием русской и западноевропейской культуры.
Театры
Театральное искусство на территории Армении развивается еще со времен до нашей эры. Оно было привнесено сюда родоначальниками этого вида искусства – древними греками - в эпоху эллинизма, когда территорию Армянского нагорья занимала Великая Армения со столицей – Тигранакертом. Известно, что армянский царь Тигран II Великий в I в. до н.э. построил в своей столице амфитеатр (сохранились развалины), где приглашенные им греческие артисты ставили греческие трагедии и комедии.
По свидетельству Плутарха, армянский царь Артавазд II сочинял трагедии, которые ставились в Арташате – второй столице Армении ( I в. н.э.). И хотя история профессионального армянского театра насчитывает более двух тысячелетий, подлинное возрождение армянского театрального искусства относится ко второй половине XIX века.
В Ереване в 1921 был открыт Театр им. Г.Сундукяна – крупнейший в Армении драматический театр. На его сцене ставятся произведения как западных классиков, так и известных армянских драматургов. В 1933 был открыт Ереванский театр оперы и балета.
Живопись
Великим художником-маринистом, творчество которого принад¬лежит мировой культуре, но прежде культурам двух народов - русского и армянского, был Иван (Ованес) Айвазовский.
Первые образцы национальной живописи мы можем увидеть на архитектурных памятниках Эчмиадзина, в античном Гарни и других храмах, в том числе и относящихся к эпохе Урарту. Стены и полы в культовых сооружениях были покрыты удивительными орнаментами, барельефами и рельефами, значительная часть которых сохранилась до наших дней. Они изображали разнообразные растения и животных, сюжеты, связанные с христианской религией – сцены Страшного Суда и Рождества, жизнью знати, занятиями народа. Параллельно с живописью начинала развиваться иконопись.
Особый вид церковной живописи занимает миниатюра – яркие колоритные рисунки религиозного содержания, иллюстрирующие рукописные книги. Первые прекрасные образцы миниатюры появились уже в VI веке, но наивысшего расцвета искусство достигло в эпоху Средневековья. В XVII - XVIII веках распространяется стенная роспись, появляется новый вид искусства – станковая живопись. В XIX веке ведущими жанрами армянского искусства были портретная живопись, жанровая и историческая, пейзажная живопись.
Армянский дудук
Сегодня трудно представить музыку Армении без печального и глубокого звучания дудука, древнего национального духового инструмента.
Исторические корни дудука, который в Армении также называют циранапох, восходят к временам армянского царя Тиграна Великого (95-55 гг. до н.э.). Дудук изготавливают из абрикосового дерева. Он бывает трех размеров: 28 см, 33 см и 40 см. Число игровых отверстий инструмента различно: на лицевой стороне семь или восемь на обратной стороне одно или два – для большого пальца. Дудук очаровывает своим тёплым и слегка приглушённым звуком, мягким и бархатистым тембром.
В мировой, без всякого преувеличения, популяризации этого музыкального инструмента огромная заслуга знаменитого армянского музыканта Дживана Гапаряна, композитора и мастера игры на дудуке. Профессор Ереванской государственной консерватории Гапарян создал особую школу игры на дудуке, который нередко называют армянской флейтой или армянским габоем. Гапарян воспитал много учеников в разных странах мира. Мировую известность Дживан Гапарян и звучание дудука приобрели после выхода на экраны фильма «Гладиатор», в котором звучат несколько композиций, исполненных на дудуке.
Дудук, который звучал у армян при рождении и крещении, на свадьбах и похоронах, вошёл сегодня в музыкальный мейнстрим и звучит на альбомах Пола Маккартни, Питера Гэбриела, Брайана Мэй, Стинга и Лайонела Ричи, в фильмах «Страсти Христовы», «Код да Винчи» и телесериале «Игра Престолов».
В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Фольклор
Армянский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен. Основой его считаются древние мифы о происхождении богов, возникшие еще в языческую (эллинистическую) эпоху.
Самыми известными являются миф об умирающем и воскресающем боге Ара Прекрасном и его войне с царицей Шамирам (Семирамидой), миф о Хайке и расселении его потомков на территории Армении, мифы о Ваагне – армянском Геракле, а также эпические сказания о царях и борьбе с завоевателями.
Согласно древнеармянской мифологии во главе пантеона стал Арамазд, отец богов. За ним следовал ряд божеств – Ваагн - бог войны, бог, поражающий драконов, и богиня Анаит - покровительница страны. Боги Михр (Митра) и Тир в разное время выступали как солнечные божества, а последний из них считался также богом мудрости и письма. Известны также божества Нанэ и Астхик - богиня любви.
Помимо мифов о богах и героях, в древней Армении были широко распространены и эпические сказания, посвященные выдающимся историческим личностям - царям Ерванду, Арташесу, Тиграну, Трдату, Санатруку и другим. Во многих вариантах известен героический средневековый эпос «Давид Сасунский» об истории нескольких поколений, боровшихся за свободу, против арабского ига. Многочисленны басни, в том числе и песенные, сказания и сказки, пословицы и загадки.
Музеи
В Ереване находятся Государственный исторический музей, Музей истории города Еревана, Государственная картинная галерея, Музей современного искусства, Институт древних рукописей Матенадаран им. Месропа Маштоца и ряд других музеев, в Сардарабаде – Музей этнографии и фольклора, в Эчмиадзине – Музей религиозного искусства.
Население в Армении
В Армении проживает только две трети армян со всего мира. Число живущих во всем мире армян достигает 10 млн человек. По официальным данным 2016 года численность народонаселения составляет 2 998 600 чел; 90 % - армяне. Абсолютное большинство – приверженцы Армянской Апостольской Церкви. Национальные меньшинства: русские, езиды, курды, персы, ассирийцы, грузины, греки, итальянцы, украинцы, евреи и др.
ОСНОВНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ АРМЕНИИ
Храм Звартноц
Храм Звартноц был основан в 641 году н.э., строительство велось около 20 лет. Это был один из самых величественных армянских храмов. Его архитектура напоминала византийские сооружения, также сравнивают Звартноц с великими храмами Сирии. Звартноц в основании имел равносторонний крест.
Грандиозный храм расположен был на площадке, что еще больше добавляло зданию величественности. Внутри помещение было богато украшено скульптурными рельефами. В 930 году храм был разрушен от сильного землетрясения. Руины были раскопаны лишь в начале XX века.
Монастырь Гегард
Самая уникальная особенность монастыря – это то , что он расположен в горном ущелье и практически весь высечен в скалах. Высеченные в скале помещения освещаются с помощью специальных отверстий в вершинах каждого из них. В этом монастыре, как и в других армянских храмах, главным украшением являются каменные растительные или геометрические орнаменты. Территория храма огромна и несмотря на возраст, достаточно хорошо сохранилась, поэтому здесь всегда много туристов из разных стран. Гегард по праву занесен в список объектов культурного наследия Юнеско.
Крепость Эребуни
На холме Арин-Берд в 5 километрах от центра Еревана находятся развалины крепости Эребуни (столицы древнего государства Урарту), которым уже почти 3000 лет (крепость заложена в 782 г. до н.э).
Возраст Еревана отсчитывают со времени основания Эребуни, что имеет некоторые оговорки. Крепость Эребуни была покинута в III веке до н.э., а территория нынешнего Еревана пустовала вплоть до IV века н.э. Если всё же принять 782 год до н.э. за отправную точку, то Ереван старше Рима на 29 лет.
Музей Матенадаран
Музей-институт Матенадаран - настоящее святилище древних рукописей. В его фондах насчитывается более 17 тысяч манускриптов, причём не только на армянском, но и на персидском, арабском, сирийском, греческом, иврите и других языках. Матенадаран является центром изучения истории Ближнего Востока для многих иностранных учёных. А любители истории могут просто полюбоваться на средневековые рукописные книги в серебряных и кожаных переплетах.
Шакинский водопад
Шакинский водопад представляет собой глубокое ущелье, склоны которого насыщены гротами и скальными нишами.
Водопад, низвергающий свои воды с восемнадцатиметровой высоты, прекрасно гармонирует с обликом палеолитических пещер, размещенных неподалеку.. Территорию Шакинского водопада небезосновательно считают «археологической кладовой», ведь в этом районе существует несколько уникальных гротов, где в свое время проживали первобытные люди.
Чертов мост
Мост расположен в ущелье реки Воротан, и имеет длину примерно в 30 метров. Он расположен в самой глубокой части ущелья – на глубине в 700-800 метров. Эта часть ущелья настолько узка, что даже луч солнца не может проникнуть в его глубь. Один из самых живописных памятников природы «Чертов мост» расположен в ущелье, окруженном большим количеством горных источников; склоны просто излучают розовым, желтым и зеленым цветами.
Минеральные источники расположены прямо под мостом. Впадая в реку Воротан, они обеспечивают стабильный уровень воды в реке. На первый взгляд, покажется, что под мостом текут малая и крупная река, но, на самом деле, мы видим более глубокую реку, текущую с моста.
Хндзореск
В начале XX века в этих пещерах проживало около восьми тысяч человек.Новое село Хндзореск мало чем отличается от других сел в республике, старое же – пещерный город – хранит множество нераскрытых тайн.
Помимо пещерного города в Хндзореска, здесь также расположены полуразрушенные храмы: церковь Св. Рипсиме с колокольней, построенная в 1663 году, и церковь Св. Тадевоса. В селе сохранились также два родника-памятника 17 века и детская воскресная школа. А в 2012 году в селе появился уникальный для всего региона подвесной мост.
ТАТЕВЕР (КРЫЛЬЯ ТАТЕВА)
Татевская канатная дорога, или же Крылья Татева, на сегодняшний день считается самой длиной пассажирской канатной дорогой в мире. Дорога расположена в Армении, и соединяет поселки Татев и Алидзор через Воротанское ущелье. Поселок Алидзор находится вблизи ереванской трассы, конечная точка , поселок Татев ,расположенный непосредственно у монастыря, что делает Крылья Татева для гостей и жителей Армении, доступным, популярным и удобным транспортом. К тому же во время передвижения пассажирам открываются живописные пейзажи долины реки Воротан.
Ластивер
На северо-востоке находится самый лесообильный регион Армении – Тавуш, половина территории которого покрыта лесами и зелеными зонами. Регион богат реками. Самой крупной них является Агстев; один из ее знаменательных притоков –Хачахпюр, ведет в прекрасные уголки Иджевана, к Ластиверу.
Пещера, пустыня, быстротечная река, маленький и большой водопады, лес и прекрасная природа.
Пещера Трчуннери (птиц)
Эта пещера представляет собой комплекс небольших пещер, в которые входить легче, чем в пещеру Магили. Комплекс небольших пещер, связанных между собой узкими тоннелями, включает в себя и несколько маленьких пещер выше в скале.
При последних раскопках обнаружены следы производства вина времен неолита, что говорит о том, что пещера Трчуннери, если это будет доказано, будет признана одной из самой ранней территории в мире, где проводилась ферментация вина (4200-3800 гг. до н.э.).
Винный завод «Арени»
Винодельня располагается в небольшом 2-этажном каменном здании, больше напоминающем виллу, чем завод.
В дегустационном зале Areni Winery можно бесплатно попробовать фруктовые и ягодные вина красных и белых сортов.
Для тех, кто провел в дороге долгие часы и успел основательно проголодаться, работает кафе на втором этаже здания, где можно не только отведать блюда армянской кухни, но и ознакомиться с
демонстрационным роликом, вкратце повествующим об основных этапах создания вин.
Монастырь Хор Вирап
Архитектурный памятник, XVII в., монастырь - крепость, расположенный на холме, поблизости от деревни Покр Веди Араратского района. В старину здесь находился исторический город Арташат, одна из древних столиц Армении. Является одной из святынь Армянской Апостольской церкви, местом паломничества.Согласно церковному преданию, Григор был заточен в темницу по приказу царя Трдата III, уличенный в том, что он исповедует христианство. Григорий провел в темнице 13 лет.
Визы
Оформление визы для граждан РФ, Украины, Республики Беларусь, Грузии в Республику Армения не требуется.
Граждане данных государств могут находиться на территории Республики Армении не более 90 дней. При желании остаться на более длительный срок, необходимо подать заявление на получение вида на жительство.
Для въезда в страну гражданам данных государств необходимо иметь:
- либо заграничный паспорт, срок действия которого истекает не менее, чем через 3 месяца после предполагаемого возвращения из Армении
- либо общегражданский внутренний паспорт.
ВНИМАНИЕ!
На детей любого возраста, вписанных в паспорт родителя, необходимо вклеивать в заграничный паспорт фото. При достижении 14-го летнего возраста дети должны иметь отдельный заграничный паспорт.
Посольство Армении в Российской Федерации
Адрес: 101990, Россия, Москва, Армянский переулок, д. 2
Тел: +7 (495) 624 12 69, 624-14-41
Факс: +7 (495) 624-45-35
E-mail: incom@armem.ru, info@armem.ru
Консульский отдел
Приемные дни (понедельник - пятница):
Прием граждан: 8:00-12:00
Информация по телефону: +7 (495) 6243243 - с 15:00 до 17:00